Женщины на шабашке

Заголовок интригующий, но сразу разочарую, это про женщин – работников, членов бригад. Женщины на шабашке бывали редко. Первый год на Камчатке (год 1973) с нами было две женщины. Их брали кашеварить. Одна была подруга какого-то бригадного начальника, вторая по делу. Ну кашеварили они может хорошо, может плохо не помню. Но то, что были проблемы, это точно. После выпивки, ко второй всегда очень приставали. 25 мужиков, на шабашке все холостые, вот и проблемы. Ее было очень жалко, ведь дело доходило до слез. Она все понимала, так как была страшненькая и не очень молодая. А мужикам надо одно. Еще второй год на Камчатке командир взял с собой в качестве поварихи наложницу. Рамки повествования и расчет на то, что читать мои откровения будут не только шабашники, не позволяют мне назвать эту псевдо-повариху так, как положено. Во всяком случае, как говаривал мой один знакомый, ее сущность на множестве цезурных слов не поддается определению. Никто этого не скрывал, все было открыто. Так эта лахудра и готовила на шабашке, скорее всего, первый раз. Особенно помнится "харчо из лечо". Суп - банка или две лечо на 5 литров воды. Поэтому женщин на шабашке держать категорически запрещается. А искать женщину на шабашке для любви, так это время надо и условия соответствующие. Так что терпели все. В Амгуэме бегал мальчонка - метис, поговаривали, что папашка у него москвич из отряда, приезжавшего за год-два до нас, мама - чукчанка.

Искусство закрывать наряды

На самом деле, по прошествии многих лет, я вспоминаю, что к определенному моменту я понял, что нет проблемы с закрытием нарядов. Во всяком случае, это проблема не такого масштаба. С И. Тогузаевым у нас было вообще все просто. Игорь Петрович знал, что наш заработок должен составлять 30 рублей чистыми. Это значит, что грязными мы должны зарабатывать 35-36 рублей в день. Часть денег шла на питание, проживание. Далее были проблемы у Тогузаева. Цель реальная, при нормальной работе по 12 часов в день, даже с выходным, мы могли такие деньги зарабатывать. Другое дело, что для шабашников создать условия, чтобы у них всегда был фронт работ, не всегда можно. Стройка есть стройка. Но если велась подготовка перед приездом шабашников, если ставились реальные цели, то и сезон бывал благополучным и заработки нормальные. Так и было с Тогузаевым. При Игоре я не заглядывал в наряды и процентовки. Не мое это было дело. А где прораб должен брать деньги и что закрывать, это его дело и у каждого, наверное, были свои приемы и методы.

В крупных строительных организациях, как правило есть квалифицированные прорабы, которые могут элегантно и умно дать заработать. Задача старшего в бригаде такого прораба найти.

Другое дело мелкие шараги. Такие, как стройучасток в колхозе. Тогда да, многое зависело от того как прораб или мастер закроет наряд. Здесь в ход шло все и отстежки и вино. И в нарядах надо было петрить. В селе 90 процентов работ связано с ремонтом и выполнением нестандартных работ и фантазия у командира должна работать хорошо. Я был плохой специалист по нарядам. Но кое-чему научился. Особенно мне запомнилось наставление прораба подсобного хозяйства в Дорохово. Он говорил: -"списывай больше на землю".

Было конечно много приписок. Например, при штукатурных работах на ремонте, расценки СНиПа зависели от размеров площадей, на маленьких и расценки больше. Ну это приписки, так сказать тонкие. Бывали и более грубые приемы. Гутман рассказывал, как он во время шабашки в п.Елизово на Камчатке, два раза закрывал один и тот же дерн. Т.е. сначала уложили дерн в одном месте и сдали его, затем ночью перетащили дерн на другой объект и тоже сдали его.

Стандартная приписка это делать меньше слоев в мягкой кровле. Были приписки и очень изящные. На Камчатке прораб Веревкин договорился с военными и те дали ему разрешение упрятать кабель в существующую телефонную канализацию. А по проекту мы должны были ее прокладывать. И проложили.

Конечно составлять наряды это полдела, надо чтобы их подписал отдел труда, плановый отдел и т.д.

В Амгуэме одно время был прораб Назаров, дай бог ему радости в жизни. Жили мы с ним очень хорошо и он давал нам подработать. Но в конторе сидела экономист-чукча, которая подписывала наряды. Что то имела против и приходилось с трудом ее обходить.

Чукотка глазами шабашника

Столица Чукотки, сейчас республики Чукотка, а тогда Чукотского автономного округа, город Анадырь. Город расположен на правом берегу одноименной реки. Столица, морской порт, на другом берегу пос. Шахтерский и угольная шахта, аэропорт. Основной фигурой в Анадыре для нас, в то время был, Сергей Тертышный или Сергей Иванович, так уважительно звали его друзья. Сергей Иванович сам из Тирасполя, классный специалист по вентиляции и жестяным работам. Жил в Анадыре с семьей, сыном и двумя дочками. Именно благодаря знакомству с ним, мы узнали этот город изнутри, познакомились со лучшими его жителями, замечательными Чукотскими мужиками, Колей Клепиковым, Юрой Москвой и многими другими. Город сам по себе красив и населен был хорошими людьми. Во время пребывания там, мы обязательно приходили на набережную к Мужикам. Мужики это памятник чукотским революционерам, во главе с Мандриковым. Стоя на этом месте, наверно чужом для чукчей, можно было видеть прекрасную панораму реки, точнее лимана, ибо город в устье. Можно было видеть расставленные невода в форме воронок, в них бесчисленными косяками заходила кета во время нереста. Можно было видеть корабли и множество моторных лодок, снующих по реке. В выходной день внизу у самой реки сидел празднично одетый народ, дымились костры, пахло шашлыком. А в будни народ трудился. Нам, обычно летящим в Москву, после окончания сезона город представлялся с праздничной стороны, так как делать нечего, все зависело от погоды. Можно отдыхать, пить водку или самогонку или пиво, что удавалось добыть. Сергей Иванович хлопотал, добывал для нас соленую кету. В один год возвращались из Эгвекинота с Олегом. До этого работали на ремонте аптеки на первом километре и Олег притырил коробку с настойкой эвкалипта. Приехав в Анадырь, разыскали Сергея на работе. Была большая радость от встречи. В подсобке стояла фляга с брагой и мы принялись тут же гнать самогонку. Кто знает Сергея Ивановича, тот поймет, с какой тщательностью и аккуратностью была налажена аппаратура, выдержан рецепт. Брага, кстати, была пшеничная. Самогонка, сдобренная настойкой эвкалипта. И сейчас помню вкус и текут слюньки. На следующий день пошли на речку Казачка. Казачка это, как для Москвы, Серебряный бор. По выходным берег усеян отдыхающими с семьями. В хорошую теплую погоду смельчаки купались. Можно было купить лицензию и поставить сеточку на удачу - иногда попадалась кета. Уезжать не хотелось. Этот абзац – дань нашим Анадырским друзьям, славным ребятам северянам.

Теперь перейдем к родному и близкому, что занозой сидит в сердце десятки лет, и не больно, но временами щемит и бередит.

Если взглянуть на географическую карту, то видно, что поселок Эгвекинот расположен на берегу Залива Креста, входящего в состав Анадырского залива Берингова моря. Площадь Анадырскго залива поболе чем 100тыс.кв.км. Ничего себе заливчик. К примеру, Азовское море 39тыс., а Аральское 43тыс. Почему такое интересное название у Залива Креста? Есть разные версии. Если посмотреть сверху, то видно, что залив своими очертаниями отдаленно смахивает на крест. Отсюда, мол, и название. Но вероятнее всего другое, когда наши старинные мореплаватели открыли этот залив, то в честь какой ни будь церковной даты, связанной с крестом и было дано название. Во всяком случае, скорее всего и название залива, как звучит – Залив Креста, сыграло свою роль в выборе места нашей Чукотской шабашки. Эгвекинот (в конце 80-х годов 19-го столетия население около 5 тысяч человек) являлся районным центром, но почему-то Иультинского района. Хотя до Иультина на север поболе чем 200 км по трассе. Вдоль Трассы (заметьте, пишу с большой буквы) от “Первого километра” и до Иультина и работали мы на протяжении десяти сезонов. Один год, правда, пришлось заехать еще дальше на Север. Примерно в тридцати километрах севернее от Иультина был расположен рудник “Светлый”, и на нем наша бригада (отдельные ее героические члены) оставила строительный след. От Иультина до мыса Шмидта прокладывали зимник (еще около 200 км), и зимой Чукотский полуостров можно было пересечь с Юга на Север. Но только зимой. Так что, с сожалением, на “Шмидте”, так говорят бывалые чукотцы, нам побывать не пришлось. Теперь, что такое Трасса (читайте Куваева). Славные советские геологи еще до войны открыли богатое полиметаллическое месторождение на одной из сопок. Место это называлось “Иультин”. Это было одно из крупнейших в мире месторождений вольфрама, олова и молибдена. После ВОВ 41-45 годов этому месторождению суждено было стать одним из основных поставщиков металлов для оборонной промышленности. Поэтому сразу после войны началось строительство трассы от Эгвекинота до Иультина. Заведовал всем этим хорошо известный “Дальстрой”, поэтому стройка дороги была “доверена”, вестимо, зекам. В конце 80-х годов вдоль трассы можно было видеть хорошо сохранившиеся остатки лагерей. А на втором километре (Эгвекинот тянулся на, почти, три километра вдоль залива и, поэтому, внутри поселка шли свои километры). Так вот на втором километре одно из производственных помещений Автобазы раньше был БУР (барак усиленного режима). Дед Олега Ковриги был зеком и проектировал трассу. Вот так все сошлось!

Если же говорить о том, где мы работали, то перейдем окончательно на километры. Почему так, ниже будет своя версия. Первый, второй, третий - это все понятно - Эгвекинот.

Далее пятый км., это Аэропорт “Залив Креста”. Интересно, что взлетная полоса аэродрома начинается прямо у моря и идет вверх по распадку на север километра два, и такая ровненькая и гладенькая с юга на север. И ветры, поскольку распадок окружен сопками, а часть залива, которая как бы верх креста, вытянута тоже в направлении север-юг, дуют либо с юга на север, либо наоборот. Местные, со знанием дела, говорили – южак, или северяк. Когда северяк, то погода, как правило, лучше, а южак дует с моря и всегда какую-нибудь пакость принесет.

Здание аэропорта двухэтажное, и на втором этаже располагалась метеослужба или просто “метео”. Может быть и, скорее всего, там были и другие службы и не менее важные, но метео это особо. Когда несколько дней сидишь и ждешь долгожданного борта то, работники метео становятся полубогами, этакими небожителями, ибо по их команде открывался или закрывался аэропорт и сотни людей стремящихся на материк в предвкушении тепла, фруктов и прочих радостей, либо счастливые улетали, либо оставались в томительном ожидании.

Около этого здания стоял, не знаю как сказать, не то знак, не то обелиск, в общем, творение местных умельцев, на котором чеканкой по алюминию было выбито название аэропорта. Я думаю, практически все, когда - либо улетающие или прилетающие, имеют в своем архиве фото на фоне этого знака.

Тринадцатый км. Тринадцатый это поселок Озерный и ЭГРЭС (Эгвекинотская государственная районная электростанция). Понятно, что в поселке живут люди так или иначе связанные с ЭГРЭС. ЭГРЭС это важнейшее сооружение в районе. Топилась бурым углем, привозимым из поселка Беринговский. Уголь отвратительный, с большим количеством золы, которую удаляли очень просто – водой смывали прямиком в залив. Когда летишь над заливом, то видно, как зольный язык выдается в море на несколько километров. Правда к концу 80-х годов стали предпринимать меры по очистке зольных от отложений, да так успешно, что в ручей, на котором и стоит станция стала заходить горбуша на нерест. В Озерном мы тоже понастроили немало и часть бригады жила там не один сезон. Почему то в Озерном столовая была получше, чем на Первом. И в магазины мы любили заходить в Озерном, именно оттуда привозили чукотские сувениры: Пеликенов, (Пеликен это чукотское божество, вырезанное из клыка моржа) меховые куртки. Олег любил покупать там меховые рукавицы и всегда восхищался их низкой ценой. В Озерном ребята любили ходить в кино.

Далее много километров нет населенных пунктов, хотя достопримечательностей много. На 24 км. силами местных умельцев была установлена здоровенная арка сваренная из труб. Арка символизировала собой Полярный круг и, как бы, ворота в Заполярье. Все отстанавливались и фотографировались. Рядом сохранились остовы зековского лагеря. Через пару километров начинался перевал. Перевал разделял долину и понижение к заливу и взвышенную часть полуострова. Был он не очень высокий и достаточно простой для проезда, хотя и петлял между сопок. За перевалом стояло пару домиков работников дорожной службы. По трассе поражало обилие угля по обочинам и бревен. Мы как то не поленились и посчитали бревна от 1 до 91 км. Получилось около сотни. Здоровенных шестиметровых хвойных бревен. Оказывается просто падали с машины. А поднять то как? А уголь. Нагружали в морпорту столько, что машина не смогла увезти и в определенный момент, водитель лопатой сбрасывал излишки, чтобы облегчить своей кормилице -машине жизнь.

Наконец, девяносто первый или Амгуэма. Амгуэма это чукотское село на берегу одноименной реки. В этом селе прошли, наверно, самые приятные дни нашего пребывания на Чукотке. Если на первом и тринадцатом чукчей было единицы, то Амгуэма настоящее чукотское село. Это центральная усадьба совхоза Полярник, это два четырехэтажных и несколько двухэтажных домов типа Арктика, на сваях, это детский сад, школа интернат, пекарня, магазин, клуб, словом “все как у людей”. Река протекает в паре сотен метров от села. Течение стремительное, а вода, ну очень холодная. На площади перед Правлением всегда оживленно. Амгуэма стоит на полпути от первого до Иультина, поэтому едущие и туда и обратно, как правило, заезжали передохнуть. Всех прибывающих встречало настенное панно нарисованное на Правлении – седой, одетый в национальную одежду, чукча держит томик Ленина. Теплотрасса идет поверху и представляет собой деревянный короб, в котором трубы. По теплотрассе все и ходят, кайф. Совхоз имел два отделения – Ванкарем и Нутепельмен на северном побережье Чукотского моря. Если центральная усадьба занималась оленеводством, то северные отделения рыболовством, охотой на морзверя.

Очень хотелось там побывать. Но не получалось, в основном из-за нехватки времени. Долететь до, скажем, Ванкарема на вертолете, другого транспорта нет, клади неделю, да столько же обратно. Лететь то, конечно, пару часов, но ждать попутного борта, потом погоды, потом прораба и т.д. и т.п.

На 206 км. (может и ошибаюсь) Иультин. Место, надо сказать, не очень симпатичное. В общем то, все как надо и высокие дома, и весь комплекс бытовых учреждений. Но кругом кварцевая пыль. После обогащения руды на ГОКе (горно-обогатительный комбинат) оставались, так называемые, хвосты. Это мелкая фракция кварца. Мало того, что рядом с поселком высилась небольшая гора из этих отходов, так еще и улицы ими посыпали. Представляете, что было в сухую погоду. Сплошной силикоз.

Еще тридцать километров, но уже не по дороге, а в направлении и рудник Светлый. Это несколько производственных помещений и дыра в горе, вход в забой.

На Чукотке много чего хотелось бы повидать, это и Провидения и Лаврентия и Уэлен и Марково и Беринговский. Про все это много рассказывалось в контексте разных приключений старожилами Севера. Не судьба.

Для любителей северной экзотики, более подробно, несколько слов про Чукотку и ее население. Чтобы предполагать, что шабашник едет в такую даль исключительно ради денег, надо быть через чур простым. Нас всегда интересовало гораздо больше, чем деньги, например, все что было связано и с географией края и ее населением.

Знакомство выходцев из России с землей и людьми, населявшими бескрайние просторы Чукотки, началось задолго до тех лет, когда нам, шабашникам удалось побывать в этих краях. Москвичу пост коммунистического времени, напичканного разносолом из политических, экономических, ультранационалистических и фундаменталистских теорий, на глазах у которого происходят космогонические по масштабам перемены: крах советской империи, крушение берлинской стены, беспримерная до безумия борьба кучки смельчаков за чистоту природы и нравов человека, трудно дать объективную оценку оцивилизовыванию Чукотского края. Микронная толщина исторического среза, по наблюдениям которого предстоит делать выводы, слишком тонка для этого. Тем не менее велики потери природы и человечества, чтобы нам, свидетелям переустройства Чукотки, быть довольными тем, что мы принесли Чукотскому народу.

Чукчам пришло электричество вместе с ним телевидение, самолеты соединяют их с самыми отдаленными точками мира, в рационе появились сказочные фрукты и овощи. Есть все, что дает человеку современная цивилизация. Нарушено самое главное в природе, нарушен гомеостаз экосистемы Чукотки. Констатируем с сожалением.

Констатируем так же и то, что имея в своих недрах гигантские хранилища полезных ископаемых из всего спектра таблицы Менделеева, Чукотка не могла никак оказаться в стороне от современной цивилизации, которая ассоциируется с персонажами компьютерной виртуальной реальности, пожирающими свои внутренности в угоду все возрастающему аппетиту. Исторически оказалось так, что Россия стала хозяйкой чукотских просторов, а не Америка или, скажем, Япония. Я не думаю, что от этого участь чукчей была бы принципиально предпочтительней. Было бы чуть лучше, побольше порядка, было теплее и сытее. Но про гомеостаз можно было бы говорить теми же словами.

В конце концов история даст свою оценку деяниям Советов на Чукотке, пошли, господь, троечку.

Чукотка в современных границах занимает площадь более 700 тыс. кв.км. Население на начало 80-х годов составляло около 150 тыс. человек. При этом чукчей было около 11 тыс.человек. И этот показатель долгие годы не изменялся. Зная некоторые особенности и приемы работы органов Госстатистики того времени, легко можно предположить, что коренное население Чукотки постепенно сокращалось. А поглядев на чукчей вблизи и познакомившись с их жизнью, понимаешь, что нация неуклонно деградирует.

“Окультуривание”, лучше сказать оцивилизовывание чукчей началось задолго до ВОВ. В тридцатых годах были организованы центры советской цивилизации, так называемые культбазы3. Одновременно шло интенсивное геологическое сканирование полезных ископаемых края. После войны освоение Чукотки повелось индустриальными, сталинскими методами. Именно тогда, в 1946г. в Заливе Креста причалил теплоход "Советская Латвия" с первопроходцами - покорителями высоких широт. Началось строительство станового хребта новой экономики Чукотки, трассы Эгвекинот - Иультин. Понять не трудно, кто были первопроходцы. Немного позже стали прибывать и специалисты по органабору.

В Иультине было разведано полиметаллическое месторождение с оловом, вольфрамом, молибденом и другими металлами, необходимыми для наращивания мощи военной индустрии того времени. Иультинский рудник был одним из первых в мире по объемам разведанных ископаемых. В Заливе Креста строился морской порт, для вывоза обогащенной руды. Между этими населенными пунктами необходимо было проложить трассу длиной более 200 км. Вокруг этой трассы и поселков и была потом, в основном, сконцентрирована жизнь Советской Чукотки.

Когда мы приехали в 1978 г. на Чукотку и, в первый и единственный выходной, в тот сезон, руководство конторы выделило нам автобус ПАЗ для выезда в тундру, то по трассе водитель, фамилию не помню, а звать Володя - человек в возрасте, обратил наше внимание на остовы домов, сложенные из природного необработанного камня. Эти дома стояли обязательно на возвышении. Ниже, практически у ручья, протекающего вдоль трассы из земли торчали остатки тоже каких-то сооружений. Так вот то, что из камня это дома, в которых жила охрана, а ниже и всегда почти в воде это остатки бараков, в которых жили заключенные. Заброшенные лагеря стояли по всей трассе. Еще вдоль трассы было несколько кладбищ - захоронений зеков. Умерших поселковых хоронили на кладбище на Втором километре. Там в то время еще сохранились деревянные столбики с металлическими номерочками. У зеков фамилий не было. Большое же кладбище было на 44 км. Столбиков там стояло много. На строительство трассы привозили несколько пароходов зеков по тысяче и более человек. Всего привезли около 5000 зеков. Кто из них остался жив? Шансов не было. Тачка, лом да лопата - основная механизация. Температура. По радио передают, что полюс холода Верхоянск в Якутии. На 88 км трассы есть небольшой поселочек, мы туда часто ездили за опилками и еще там был очень вкусный хлеб. Так местные утверждали, что полюс холода у них, -на 88, просто Верхоянск зарегистрирован как центр метеонаблюдений. А на 88 км. была отмечена температура около -72. Так это или нет, в данной ситуации не важно. Посмотрите на остатки бараков на Иультинской трассе и станет понятно, что не надо никаких рекордов, чтобы умереть, и при более высокой температуре, чудо было выжить. Тем паче, что ведь в тундре из горящей растительности только стланики, дров то нет.

Рассуждать про Чукотку, не побывав там зимой, как то неловко. Летом-то там благодать. А вот зима. Мы с Тогузаевым обсуждали варианты зимней шабашки. И не наступи перестройка, что-нибудь придумали бы. Но не довелось. Поэтому про зиму и суровость зимней Чукотки не буду, хотя рассказов и свидетельств много.

Еще немного из зековской темы. В одну из последних шабашек довелось ломать на Первом два здания зековской постройки. Бывший поссовет - деревянный барак, простоявший почти полсотни лет. И старое здание почты, построенной из природного камня, стены толщиной сантиметров 80. Так для нас соприкасалось страшное прошлое и настоящее.

Для меня трасса не по названиям , а по километрам, была непривычна. Но местные легко жонглировали названиями на 47-м озеро "Байкал" на 123-м пос. Геологов, мост на 172-м км и т.д. Наверняка ошибся. До 91 км трасса для меня очень знакома, т.к. я ее много раз проехал. Там Амгуэма река и село или поселок, не знаю как правильно. Недалеко (94 км.) и кораль4, который мы начинали строить, делали подушки под сваи, крутили столбы, для ЛЭП, монтировали перекрытие и делали кровлю. Озеро на 47 км. достойно специального упоминания. Когда впервые подъезжаешь к нему от Первого, да еще в солнечный день, торопеешь от возникающего космогонического видения. Видишь громадную голубую чашу озера, в которой отражается нависшая над озером сопка, с вытекающей из ее вершины киноварного языка, достигающего поверхности озера гигантской осыпью. Хочется раздеться и прыгнуть в пучину. Но вода едва теплее снега.

По трассе я несколько раз ездил до Иультина и обратно и дальше до рудника Светлый. Я об этом уже говорил. В один сезон мне выделили УАЗ-452 и я трассу проехал несколько раз за рулем.

Теперь про чукчей. В первые сезоны мы их практически не видели. Чукчи на Первом появлялись редко, в основном подраздобыть водки, да и то, если миграция оленей проходила поблизости, ну скажем в 20-30 км.

Зато, когда мы работали в Амгуэме, появилась возможность познакомиться с чукчами поближе. Как их охарактеризовать в нескольких фразах. Чукчи это все-таки дети природы. Их жизнь устроена таким образом, что они и олени, с которыми все время в контакте, часть экосистемы. Чукча и олень одно целое. Оторвать их друг от друга без роковых последствий для природы и человека невозможно. Часть чукчей живет по побережью и занимаются морским промыслом. И там они настолько слиты с природой, с ее обитателями, что выдернуть их оттуда нельзя. "Блага" цивилизации наложили на этих людей плохой отпечаток. Они стали хитрее, более скрытны. До еще алкоголь. Как и на всех северных людей, алкоголь действует на Чукчей намного сильнее и пагубнее чем на других. Раз познав действие водки, чукча на всю жизнь становится ее рабом, за водку отдаст все. Сначала приучив чукчей к водке, потом власть пыталась бороться с пагубным действием, все время проигрывая игру. Как обычно, создаем трудности, чтобы потом их преодолевать. В чукотских селах водку давали раз в неделю, по бутылке на взрослого. По субботам, по "пьяным субботам". Зам. директора совхоза "Полярник", рассказывал мне, что в отделениях совхоза на северном побережье, например, в п. Ванкарем чукчи переставали есть в четверг, чтобы в субботу, получив свои поллитра, выпить ее и использовать с максимальным действием, не нейтрализуя ни одного грамма зелья едой. Страшная трагедия. Это верно главная причина сокращения населения. Чукчей загнали в каменные дома, лишив их привычной среды обитания. Детей всех свозили в интернаты, оторвав от природы, лишив возможности наследовать обычаи и ремесла предков.

С-з Полярник - оленеводческое хозяйство, в его ведении более 20 тыс. северных оленей. Олени мигрируют по тундре в поисках корма, вместе с ними перемещается бригада из 5-6 человек, которые держат стадо в куче, не давая ему разбредаться по бескрайней тундре. Олени едят мох - ягель, зимой выбивая его копытами из под снега. Наверно отсюда жаргон - копытить Для популяции чукотского северного оленя, насчитывающей более 100тыс. особей, размер существующих пастбищ с ягелем на пределе. И поэтому для миграции выбираются определенные маршруты, с тем, чтобы покров из ягеля не вытаптывался и успевал восстанавливаться. Таким образом олени как бы полудикие. Такая жизнь оленного чукчи. И все связано с оленем. Симбиоз человека и оленя. Советская власть решила, вроде бы не нарушая симбиоза, заставить, как в известной интермедии Райкина про 22 футболиста, этот симбиоз приносить пользу. Организовало чукчей в совхозы, замечайте не в колхозы, а именно совхозы. Если колхоз, то коллективная собственность, по определению. Итак совхозы. И заставили кормить не только себя и продавать оленя, чтобы купить необходимое: соль, спички, порох, но и кормить старшего белого брата.

До последних времен, чукчам и это удавалось. Правда, надолго ли их хватит. Про деградацию мы говорили.

В Амгуэме мы строили жилые дома, забойный пункт - кораль, принимали участие в строительстве школы, много выполняли ремонтных работ. С чукчами установились добрососедские отношения, наши быстро поняли, где слабое место чукчи. Один сезон наше общежитие напоминало факторию. Чукчи валили валом и тащили все, что ни попало, всякие шкуры, меха, домашние вещи, чтобы выменять их на огненную жидкость. Мне до сих пор неловко за наше поведение.

Заметка в газете Горняк Заполярья от 25 авг. 1981 г.
Горняк Заполярья - орган Иультинского
РК КПСС и Райсовета Народных депутатов

НОВЫЙ ОБЪЕКТ

Невдалеке от центральной усадьбы совхоза "Полярник" строители ССК-3 приступили к возведению комплекса забойного пункта. Бригада К.А. Цоя уже заложила фундамент основного здания, площадь которого почти тысяча квадратных метров Кроме этого здания, в комплекс входят забойная площадка, две холодильные камеры, материальный склад, цех обработки шкур, электростанция и подсобные бытовые помещения. В этом году на новом объекте строителям предстоит освоить 500 тысяч рублей ассигнований. Полная же стоимость комплекса забойного пункта более 1896 тысяч рублей. В эксплуатацию он будет введен в одиннадцатой пятилетке.

И. ТОГУЗАЕВ, прораб ССК-3

А вообще, чукчи заслуживают всяческого уважения. Я бывал в бригаде (оленье стадо) и видел работу чукчей. Не приведи господь. Никакой радости от жизни, в нашем понимании. Я думаю и пагубная страсть к водке отсюда. Легкая возможность отключится от суровости природы, моментально перейти в мир грез.

Представьте стадо в две-три тысячи оленей и не разбегается, а идет по направлению, заданному человеком. Причем пастух, я видел только одного пастуха не чукчу, всегда пешком, круглые сутки, 365 дней в году. Мороз - 50 и более. Нельзя представить. И я не могу. Но это правда. И разве народ способный на это не заслуживает уважения?

Трасса, о которой собственно я и пишу, она же центральный нерв тогдашней Чукотки заканчивалась в Иультине. Иультин оставил о себе менее радужные воспоминания. Подавляла гора, искусственно насыпанная из отвалов после обогащения руды. Все неровности на улицах были также отсыпаны этими отвалами. В солнечную погоду все это быстро просыхало и по поселку поднималась силикозная пыль. Шахтеры все поголовно были подвержены этому заболеванию. Главное предприятие - ИГОК, Иултинский горно-обогатительный комбинат. Оттуда везли на Первый здоровенные контейнеры с обогащенной рудой, весом по несколько тонн и похожие на перевернутые великанские шляпы. Обратно машины загружались в морпорту углем и развозили его по котельным на трассе. Машины идущие по трассе почему-то назывались "транзит". Транзит не берет. Доехал на транзите. Пару раз и я добирался из Иультина на транзите.

Обслуживала трассу Эгвекинотская автобаза. Большое предприятие, сотни машин. Честнейший - фамилия директора автобазы. Это как про негра, извините, африканца, сказать: "какой белый".

Персоналии и двадцать лет спустя

Центровое место среди наших прорабов и руководителей занимает, конечно, Игорь Петрович Тогузаев. Познакомились мы с ним в первый же сезон. И это знакомство, переросшее потом в дружбу, продолжается, слава богу, и теперь. В первый год я упросил Игоря взять меня на рыбалку. Не очень быстро, но Игорь взял меня, я так думаю, чтобы я отвязался. И вот в один день мы сели в его "Прогресс" с двумя моторами и направились в сторону Старого аэродрома. Восторг, испытанный мною невозможно передать, мне казалось, что мы летим со скоростью самолета, буруны воды серебряно струей вылетали из по бортов. Кто испытал, тот меня поймет. Позже Игорь брал меня и не раз и в более длительные походы. Но того, что я пережил в первый раз, уже не было. Они, все, любители маломерного флота, на Чукотке, слегка чокнутые. Иначе нельзя оправдать неистребимую тягу на утлых советских моторках, да еще с нашими подвесными двигателями, пускаться по морю в плавание за десятки километров.

Тогда на Старом аэродроме Игорь познакомил меня с Женькой Мишкиным, героем того времени. Он много дней, оставшись, практически без пищи, и теплой одежды в пургу, плутал по тундре, да еще тащил на себе женщину. И вышел случайно на геологов. Пальцы рук и ног ему потом ампутировали. После этого в его психике произошел надлом. Стал жить отшельником. Но Игоря, следовательно и меня встречал радушно. Научил премудростям, не всем конечно, браконьерского ремесла.

И.П. Тогузаев на Чукотке быстро дорос до Главного инженера ССК-3. Сейчас перебрался в Калугу. Командует процветающей строительной фирмой. Тогузаев смог уже в наше время перетащить многих северян-строителей с собой.

Первый сезон мы работали под руководством А.Е. Веретельникова. Потом он, еще раньше, стал Главным инженером при Зубицком К.И., позже уехал на материк в Загорск, теперешний Сергиев Посад. Веретельников принял нас в первый сезон, новичков, мало что умеющих. Но все получилось хорошо и память о нем добрая.

Были еще прорабы. Линник Вячеслав Петрович, Невенчанный Иван Иванович. Но это либо настоящие алкоголики, либо бывшие. Из начальников ССК хорошая память о Сотникове и Зубицком Казимире Ивановиче. Про Сотникова я немного писал. Зубицкий производил впечатление. При встрече с нами, он конечно понимал, что мы строители временные. А в обычной жизни некоторые из нас весьма уважаемые люди. Поэтому о его железных методах руководства мы знали понаслышке. Но руководитель был крепкий. Были еще начальники. Тоницой, Дудров. Молдавская полоса.

На правах эпилога

За окном канун Нового 1996 г. Уходит 1995 год. Все дальше и дальше описываемое время. Мы живем совсем в другом мире, чем тот, в котором происходили те события. Многое кажется сейчас наивным, малоинтересным. Но так было. Шабашки нет и не будет. Не будет так, как было у нас. Сейчас есть, так называемые, гастрайбайтеры. Это выходцы из Украины, Молдавии, бывших братских демократических стран (привычная терминология). Они приезжают в Россию пошабашничать. Но у них нет и никогда не будет самого главного, что было в нашей шабашке. Не будет шабашного братства. Объяснять не надо. Прошлое, лишая нас самого главного для человека - свободы, объединяло нас в коммуны по интересам, в которых отношения не предполагали отчуждения, меркантилизма и мелочности. Все было по мужски. Время грядущее будет, по-видимому лишено всего этого и очень жаль.

Все ли я описал? Нет, конечно. Мимо пробежали многие эпизоды и факты , многие достойные люди оказались вне поля зрения: Гудков, Соловьев, Ганагин, Меняйленко, Лопатин, друзья по другим шабашкам. Эх, да разве опишешь жизнь пятнадцати сезонов. Шабашниковые воспоминания, как многослойный пирог. Снял один слой, за ним другой и т.д.

Задача воспоминаний, все таки, не детальное описание всего и вся. Язык, литература, музыка, живопись всего лишь средства отображения мироощущения человека. И каждое из этих средств описывает как-то, происходящее, но беднее, чем суть. Речь и письмо порой может приблизиться к природе вещей максимально, но никогда стать ею. Поэтому я хочу малого. Я хочу, чтобы, прочитав или читая эти записки, у читателя, прежде всего знакомого с предметом, возникли ассоциации и воспоминания. Именно, только они способны сотворить чудо и подобно машине времени перенести нас на годы назад. Вернуть нас в молодость.

Москва. Сентябрь-декабрь 1995г. В 2002-2003 годах внесены небольшие добавления.

Сейчас конец ноября 2002 года. Добавляю несколько текстов песен про Шабашку, пишу с заглавной буквы. Не подумайте ничего плохого. Просто из всей этой истории меня мучило одно, что нет у нас песни. Неужели мы шабашники не можем этого? Я, конечно, понимаю, что это не шедевр. Но проверял, под настроение, читай под 100 грамм, очень даже хорошо поется.

И еще. Последнее время почему то крутится в уме как бы новый жанр в литературе, Ассоциативная литература. Это когда автор своим графоманством предлагает читателю подключиться к предмету со своими ассоциациями на тему, как бы стать соавтором написанного, дополнять, исправлять, опровергать, до мало ли что. Так вот, оказывается к этому я призывал еще 7 лет назад.

Трасса

Мы реп не любим, мы реп не ценим и портвейн под реп мы не пьем,
Но мы шабашники из застойных лет и песни про Чукотку мы поем


От Залива Креста и до мыса Шмидта
Пролегла эта трасса сквозь скалы,
Не забыть нам с тобой никогда, никогда
Как гоняли по ней на Уралах

Пробивали пургу, заполярный мороз,
Застревали в метровых сугробах.
Матерясь, улетали с нее под откос,
Но вперед мы шли снова и снова

Нет поселков имен, нет имен городов,
И названия все в километрах.
Начинаем на “первом” или “втором”,
Перекур на “девяносто первом”.

Каждый камень на трассе это память ЗК,
Их погибло здесь многие сотни,
Это “сорок четвертый” ну, стой же пока,
Здесь о них обязательно вспомним.

Вот и годы прошли, пролетели как сон.
Где ты молодость, где ты бравада?
Просыпаюсь полночью московской глухой,
Не пойму, правда это - не правда?

Чукотка, полна полярного огня,
Чукотка, за что сгубила ты меня,
Чукотка, погибли юность и талант,
Твоих красот я твой бессменный арестант.

Песня чукотских шабашников


Мы шабашники, мы сезонники,
И приехали за длинным рублем
Но мы плотники, мы и бетонщики,
По воскресеньям мы наркомовские пьем.

Припев:

Дождь со снегом полярный мельтешит,
Тундра в экстазе слилась с небесами,
Скрубер свой бешеный танец вершит,
Тысячный мешок с цементом поглощая.

Аспиранты мы и инженеры мы,
Есть даже доктора и кандидаты.
Но мы рабочие, мы строители
И главное – мы дружные ребята.

Припев:

Ростов не папа нам, он и не мама нам,
Одессу не хочу и вспоминать,
Чукотка - дом родной, Анадырь-город мой,
Эгвекинот нам отец и даже мать.
Припев:

Крутой маршрут


Сезон окончен, на прощание присели,
Залив Креста, объятий горькая халва,
Мы, как всегда, своей достигли цели.
Маршрут простой Анадырь, Магадан, Москва.

Гудят турбины, упругий воздух свищет,
Летим домой мы и жизнь – лафа,
Шабашник в жизни счастия не ищет,
Маршрут простой Анадырь, Амдерма, Москва.

Раскинул крылья лайнер сто четвертый,
Небрежно курим и жонглируем слова
Пилот наш асс, калач он тертый,
Маршрут простой Анадырь, Тикси и Москва.

Вернемся завтра мы к обычной жизни,
Дурная про шабашников молва,
Не верьте, люди, мы гораздо чище,
Маршрут простой Анадырь, Хатанга, Москва.

Ну вот и все, мы прилетели,
В иллюминаторе зеленая трава,
Пилот наш асс, мы мягко сели,
Маршрут простой Эгвекинот тире Москва.

"К Оглавлению"
"Продолжить"
Hosted by uCoz