Несколько эпизодов из шабашной жизни

Встреча с Тихим океаном

Это был 1973 год. В составе бригады В. Дзугаева шабашничали мы недалеко от п. Елизово, расположенного в двадцати километрах от Петропавловск-Камчатского. Работали на устройстве водозаборной станции для Петропавловска на реке Авача. В выходной день Дзугаев организовал поездку на побережье океана. Петропавловск, как известно, расположен на берегу Авачинской бухты. Бухта почти замкнута и имеет выход в океан очень узкий и, потому, с мореходной точки зрения очень удобна. Никаких тебе штормов и ураганов. Идея была побывать на побережье океана, а это сами понимаете, надо было выйти, как бы, на другой берег бухты. Связано это было с разрешением у погранцов, да и дороги к берегу особой не было. См. схему.

В конце концов, хлопоты начальства, в том числе и местного строительного, увенчались успехом и автобус, выделенный нашим СМУ, сколько мог, довез нас, а дальше пошли пешком. Вдоль дороги, скорее тропинке, поражали заросли гигантских растений, с белыми зонтиками смыкающимися наверху. Высота, где-то, метра под три, не меньше. А листья были такие ажурные, красивые и тоже по размеру очень большие. В нашем воображении растения представлялись тропическими джунглями, а мы выступали в роли пробивающихся сквозь них путешественников. Лет через десять это растение появилось в Подмосковье и название ему борщевик, размер, правда, поменьше, а так то же самое. Это растение завезли в Подмосковье, так как оно дает много зеленой массы и предполагалось использовать его на корм скоту. Но не вышло. Может быть и из-за того, что касание кожи человека листьями борщевика вызывало сильный ожог и вылезали огромные волдыри. Правда, все это через несколько дней проходило, Но у несведущих такие ожоги вызывали естественный испуг и немедленное желание бежать к врачам. Кто-то из наших, пробиваясь через такие “джунгли” тоже получил такие ожоги, но местные, принимавшие участие в нашем пикнике, успокоили и сказали, что ничего страшного нет. Кстати, для Подмосковья рост-то у растений стал заметно меньше, а вот, судя по откликам пострадавших, зловредность не уменьшилась.

Тем временем, наша процессия продвигалась к намеченной цели и дорога заняла может около часу хода. Вышли на берег и вот перед нами Тихий океан. Ну, океан как океан. Вода - вода, кругом вода. Берег был очень крутой, а хотелось к самой воде. С собой мы несли выпивку, еду и какие-то доски, так как не рассчитывали вокруг найти дрова. Наивность новичков. Чего-чего, а уж разного дерева океан выбрасывает на берег дикое количество, как в прочем и всего другого. Нес несколько досок и я. Все бросились искать спуск к воде, кто-то побежал вдоль берега искать понижение. Мне показалось, что в одном месте есть пологий спуск, и я попытался по осыпи подобраться к краю и посмотреть, далеко ли вода. Вдруг я почувствовал, что осыпь поехала, и я через мгновенье свалюсь вниз. Тут же я упал на спину и замер, чувствую - осыпь не движется. Уже лучше. В раздумьях прошло несколько секунд. Я сбросил доски, которые нес, чтобы определить, что же там внизу. Прежде чем я услышал, как доски загромыхали по камням, прошло несколько секунд. Прилично лететь – мелькнула мысль. Но что же делать? Поблизости никого нет, кричать – за шумом прибоя ничего не слышно. Ситуация критическая. Осмотревшись, я обнаружил, что справа растет трава, значит, есть надежда. Знаете что такое левитация? Я тогда реально испытал, что это такое. Левитация, напоминаю, это сверхъестественная способность человека парить над землей. Нечто подобное испытал и я. Каким-то непостижимым образом я, лежа на спине, всем телом вознесся на несколько сантиметров над землей и, переместившись вправо, оказался рядом на траве. Скорее всего, в мгновенья наивысшей концентрации организм и тело может совершить деяния, невозможные в обычных условиях. Минуту - другую лежал, смакуя жизнь, голубое, небо и шум прибоя.

Потом уже, с чувством некоторого удовлетворения собой, как победителя жизни, я прошел вниз вдоль берега метров 150-200 и оказался на берегу океана. В это время ребята отыскали место для привала, оно оказалось практически под тем обрывом, где я пытался найти спуск. Далее началось непотребство с питьем, попытками грызть подугленное на костре мясо и коротким заплывами, вода-то не Черноморская, в океян-море. Никакой конечно, голубизны, шел сильный накат волны, и вода была взмучена черным вулканическим песком. Небо было затянуто серыми тучами, а вскоре пошел дождь. Может при тихой погоде было бы посимпатичнее. Что касается предметов, выбрасываемых океаном на берег, я, бродя вдоль берега, нашел цветастый поплавок от рыболовной сетки и он долго, уже в Москве, напоминал мне о произошедшем. Эта штуковина называется наплав с ударением на последнем слоге, так учили браконьеры на Чукотке. Все сети на Чукотке оборудованы такими наплавами, видать выбрасывает их на берег огромное количество.

Но самое интересное произошло примерно через полчаса после начала, так сказать, нашего виноизлияния. В разгар “банкета”, когда все уже были на взводе, вдруг услышали крик, доносившийся откуда-то сверху. Оказалось, что это “герой” Камчатских экспедиций Григорий Окорочков взобрался наверх по обрывистому склону и приглашал нас сделать то же самое. Больших трудов стоило уговорить его образумиться и спускаться более безопасным путем.

Через несколько часов нашего пребывания на берегу Тихого океана, наш пикник мало чем отличался от выезда на шашлыки в Подмосковье на природу. Половина народа были сморены алкоголем, тем более, что все, конечно, были уставшие от непривычной физической, в основном работа с землей, нагрузки, и лежали вповалку кто где. Часть народа бродили вдоль берега в поисках экзотики, вроде наплавов или пустой заграничной тары. Часть вела толковищу. Так, в общем то буднично и серо, закончилось наша вылазка на брег океана. И на обратном пути было довольно противно в старом раздолбанном автобусе. Обратная дорога часто бывает такая. Но, думаю, у каждого в душе затаилась гордость и чувства удовлетворения собой, ведь далеко не каждому выпадает удача побывать на Тихом Океане.

То, что Окорочков на самом деле человек, отличавшийся в своих деяниях, вы убедитесь, прочитав следующую историю. Григорий Иванович Окорочков, дай бог ему 100 лет жизни, был прорабом в СМУ МАИ. Видимо был взят в команду, чтобы дела с нарядами были в порядке. Но поскольку на шабашке это дело не отнимало уж очень много времени, в свободное время он выполнял и строительные работы. Дело было во время бетонирования стенок резервуаров для водозабора. Резервуар это здоровенная железобетонная емкость кубов на 500. Высота примерно 5-6 м. Бетон надо было заливать внутрь опалубки, в которой была напичкана арматура. Этакие железные прутья миллиметров поболее 20 толщиной. Не знаю, как по правилам ТБ (техники безопасности) следовало грамотно эту процедуру проводить. Видимо следовало городить подмостья вокруг этого короба из опалубки и с подмостьев принимать бадью с бетоном, регулируя поток бетона затвором, направлять его в менее чем полуметровую толщину между стенками опалубки. Но шабашникам всегда хотелось побыстрее и с меньшими затратами. Поэтому Гриша принимал бадью, стоя прямо на стенках опалубки. Бадью с бетоном подавал гусеничный кран, марки не помню какой, со стрелой, удлиненной вставкой и гуськом, т.е. стрела была максимально возможной длины (может метров 20). Подавать бадью надо было на самый дальний край, поэтому возможности крана были на пределе. И тут, видимо опыта у крановщика не хватило, когда стрела была на максимальном вылете и Гриша изготовился принимать бадью, кран клюнул, т.е. на некоторое время, ну самое мгновенье, потерял равновесие. Опытный крановщик, скорее всего, нашел бы выход из положения и выровнял кран. Но в нашем же случае крановщик растерялся, и кран стал валиться вперед. Бедный Гриша, оценив ситуацию, видя, что на него валится бадья со стрелой, попытался как-то отскочить, уклонится, но куда при такой ширине опалубки и торчащих арматуринах. Отчаявшись, он решил прыгать вниз, но зацепился брючинами за арматуру, и повалился на стенку, да так удачно, что отделался только царапинами. А теперь представьте себе, что было бы, если прыжок состоялся. Бывалый строитель поймет, какие груды разного хлама набросаны, напиханы и своими зловещими острыми концами торчат на таком объекте. Грише повезло очень. Стрела же уткнулась в стену стоявшего рядом здания и стала валиться набок в сторону от Гриши. Лежа в более – менее комфортном положении Гриша был самый непосредственный очевидец, как валившаяся бадья с бетоном и стрела крушила и опалубку и арматуру и все, что попадалось на пути. Но это все мелочи по сравнению с тем, что могло быть. Все, кто был на объекте, получили такую встряску, что работы были тут же прекращены и народ принялся пить горькую и славить Григория.

Как мы впервые попробовали Чукотскую кету

Это была наша первая поездка на Чукотку, в Эгвекинот. Прилетели с приключениями в Анадырский аэропорт и расположились в здании аэровокзала. В Анадыре мы должны были пересесть на местный рейс до Залива Креста. Тогда аэропорт в Анадыре был недавно введен в эксплуатацию и представлял собой, по местным масштабам, пятизвездное сооружение. Но когда несколько дней не бывает бортов ни на материк, ни по внутренним авиалиниям, вместить всех желающих улететь не смог бы и Ш-2. Приунывшие и уставшие, так как из-за непогоды двадцать часов простояли в Чайбухе, да три часа до, да и три часа обратно, об этом я писал, члены нашего коллектива стояли на ступеньках аэровокзала и, покуривая, ждали погоды. Развлечением было наблюдать, как буквально из капониров (это такие куполообразные сооружения засыпанные землей, с растущей травой, скрывающие самолеты и сверху, практически, не заметные) стрелой вылетали советские ястребки, свечой взмывали в облака и скрывались в них, оставляя на земле рокот реактивной тяги. Гордость переполняла наши сердца, ведь восточные границы, и взаправду необъятной нашей Родины, под надежным присмотром брежневских соколов.

Тем временем небо слегка просветлело, и по радио объявили регистрацию и затем посадку (многие сидели с посадочными талонами) на Московский и Хабаровский или Магаданский борта. Что тут началось. Ни в сказке сказать, ни пером описать. В секунду аэропорт опустел, так как все население, похватав вещи, побежало к самолетам. А до этого люди сидели, лежали, перекусывали, играли в карты, словом делали все, что могло скоротать время. И все горизонтальные поверхности в аэровокзале были этими людьми заняты. Оставалась узкая полоса на лестничных маршах, чтобы можно было ходить. После того, как все убежали на посадку, на полу, ступеньках лестниц, креслах, столах, подоконниках и прочих горизонтальных поверхностях остались кучи мусора, пустые банки и бутылки, обрывки газет и прочая и прочая. Да в зале осталась наша бригада и еще несколько человек желающих лететь куда то. Кто-то из нашей бригады (по-моему, Цой Г.А.) среди всего этого беспорядка нашел здоровенную соленую кетину, завернутую в несколько слоев газеты, видимо, забытую рассеянным пассажиром. Посовещавшись, мы решили эту рыбу оприходовать и везти с собой дальше.

Вскоре, и к нашей радости, объявили регистрацию на Залив Креста, куда мы благополучно и прибыли, примерно, через час лета. Нас встретил автобус, довез до конторы, там мы выяснили, что поселили нас в строящемся общежитии Морпорта. На четвертом этаже для нас была отделана секция в три комнаты, где мы и поселились. Вечером мы справляли новоселье, и кета стала достойным украшением нашего стола.

Для тех, кто помнит напряженку с выполнением продовольственной программы страны, нет нужды объяснять, какой это был деликатес - соленая кета. Позже, в этот же сезон, наш пиетет по отношению к красной рыбе слегка поубавился, так как эта самая рыба, а затем и икра перестали быть редкостью. И по окончании шабашки, мы все везли домой эти Чукотские деликатесы, и если бы кто-то из наших забыл рыбину в Анадыре, это не было бы таким значительным событием в жизни.

На самом деле кеты в Заливе Креста ловится мало, в основном горбуша и под осень кижуч. Но Сергей Иванович Тертышный всегда организовывал для нас соленую кету в Анадыре.

Первая Чукотская уха

Прошло около двух-трех недель нашей первой шабашки. Напоминаю, что жили мы в общежитии Морпорта, а работали на нефтебазе. Я часто бывал в конторе ССК-3 и перезнакомился практически со всеми работниками, особенно с прорабами и работниками гаража и мастерских. Наиболее колоритной фигурой среди прорабов и мастеров был Игорь Тогузаев, Игорь ветеран Чукотки, практически вырос там и знал вся и все. Я обратил внимание, что частенько Игорь идет по поселку, поигрывая маленькой ракеткой от бадминтона. Потом выяснилось, что скоро начинается нерест горбуши, и вся мужская половина поселка живет в ожидании рыбной лихорадки и так или иначе собирается принимать участие в ловле горбуши. Игорь был не последний человек в Эгвекиноте среди любителей половить рыбки. И ракетка это была на самом деле обязательный инструмент при ловле горбуши. Через ее ячейки удобно было протирать горбушью икру. На самом деле для протирки икры используются специальные грохота, это такие рамки полметра на полметра с натянутой мелкой сеткой. Но можно также использовать, когда под рукой ничего нет, и ракетку.

Не сразу Игорь согласился взять меня с собой в море, испытать рыбацкое счастье. У Игоря на рыбацком причале (вестимо самостройном) была своя будка, здоровенный Прогресс с двумя подвесными Вихрями. В те годы это были самые мощные отечественные моторы. И вот в выходной день, оттолкнув лодку от помоста, Игорь запустил оба мотора и дал полный газ. Лодка, встав на редан, высоко задрав нос, устремилась от причала в море, точнее по Заливу Креста. Описать мои ощущения невозможно, не хватает существующих изобразительных средств, чтобы отразить восторг от происходящего. Способствовало моим восторженным чувствам все и штиль, и тихая вода, в которой отражалось голубое небо, и ритмично работающие моторы. Тогузаев, умело управляя лодкой, делал лихие виражи, распугивая стаи каких то птиц. Минут через 15 -20 мы увидели вдали на берегу какое-то строение, на него мы и взяли курс. Через пару минут мы причалили. Причем Тогузаев продемонстрировал мастерский прием причаливания. Не доходя метров 20-30 до берега, он дал полный газ, затем сбросил его до минимума, как бы пробуя, на что способны два мотора, и опять дал полный вперед, а, не доходя несколько метров до берега, моторы заглушил. И лодка бесшумно по инерции, но на достаточной скорости, носом прорезала галечный берег и остановилась. Нас встречал какой-то небритый субъект, он одобрительно поднял большие пальцы вверх, как бы отмечая профессиональные действия Игоря.

Субъект, как потом оказалось, был Чукотский герой Мишкин Женя. Может быть, попозже о нем напишу, что знаю и помню.

Место, к которому мы причалили, назывался Старый аэродром, или просто Старый. На самом деле Старый аэродром был примерно в полукилометре от берега и назвался так, потому что раньше был действительно аэродром и раньше самолеты до Эгвекинота прилетали туда. А еще раньше, во время ВОВ, это был аэродром подскока и во время войны американские самолеты, летящие из Америки, совершали промежуточную посадку на Старом. Там сохранились кое-какие постройки и Женька жил там практически круглый год, уголь ему привозили летом по берегу, а еду доставляли знакомые вертолетчики и зимой и летом. Летом же Мишкин переезжал на “дачу”, так он называл балок, к которому мы причалили. Летом от “гостей” не было отбоя, а где гости, там и вино и харч. Привычки нерестовой рыбы Мишкин знал наизусть и помогал приезжим ставить затяжники и ставные сетки, таскать косяки горбуши. У Мишкина не было на обеих руках всех пальцев, кроме больших, но он так ловко управлялся и с сетью и с топором, ножом и ложкой, что увечья, в общем то, и не было заметно. Однажды, когда, ставя затяжник, он зашел слишком далеко в море и набрал в сапоги воды, ему пришлось переобуваться и оказалось, что у него и на ногах также нет пальцев. Значит история не так банальна, подумал я. Просто так, по пьяни, редко кто попадает в такую переделку. Но подробности, о которых я узнал, не сразу, может я и изложу позже, как и обещал.

Теперь об орудиях лова. Обычно, ловили в море затяжником. Затяжник это сеть длиной метров 30 с матней или без оной, высота стенки метра полтора. Один конец крепится на берегу, второй уходит в воду. Сверху, как водится наплава, такие же, как я нашел на Камчатке, снизу сеть огружена тяжелыми грузами. Затяжник ставили так, чтобы образовался карман против хода рыбы.

Обычно маршруты рыбы во время нерестового хода известны. И в море она идет вдоль берега, в поисках пресной воды. Пресная вода, для готовящейся к нересту рыбы, это как валерьянка для кота, рыба от нее балдеет и совершает немыслимые подвиги, чтобы добраться до пресного нерестилища, например, может преодолеть многометровые водопады.

Что касается затяжника, то чтобы поставить его грамотно, нужно обладать сноровкой. Для этого используется длинный шест метров 10-12, чем длинней, тем дальше поставишь сетку, а с коротким легче работать. Своя диалектика. Так вот свободный конец с грузом как можно дальше заталкиваешь в воду, пытаясь вытянуть сеть в ровную линию. Затем, примерно на расстоянии 1/3 от заякоренного на берегу другого конца сети, делаешь шестом, как бы карман. В итоге получается такой загон, один конец на берегу, второй в воде , 2/3 сети стоят как бы параллельно к берегу. От свободного конца на берег тянется веревка. Там, где шестом делается карман, наплава, обычно, другого цвета, чтобы было удобнее искать, где делать карман.

Наплава нигде не продаются, и все что используются, выброшены морем на берег.

Асы рыбалки затяжником устанавливают его в два приема. Первым заталкивается дальний конец, вторым делается карман. Элегантно и красиво. На самом деле споро поставить затяжник, это не просто демонстрация сноровки, просто когда идет большой ход рыбы, от того как ты быстро и качественно поставишь сеть зависит и улов. После того как затяжник поставлен, начинается томительной ожидание, когда пойдет косяк. В это время все ложатся за какой-нибудь бугорок или укрытие, чтобы не спугнуть рыбу. Но вот вдалеке на поверхности воды показался треугольничек волны от верхнего плавника горбуши и за ним еще несколько. Все насторожились, и наблюдают за движением косяка. Есть, это головка косяка пересекла линию веревки, еще мгновение ожидания, чтобы рыба зашла подальше в карман, и все бегом летят к веревке, чтобы затянуть (отсюда и затяжник) свободный конец сети на берег. Когда конец сети достиг берега, напряжение слегка спадает, здесь главное не торопиться и не дать рыбе найти выход под сетью, поэтому все движенья неторопливые и осторожные. Все потихоньку тянут сеть на берег и, даже пока вся сеть в воде, видно, есть там что-нибудь или пусто.

В итоге, я целые сутки один ставил и вытаскивал затяжник и в отлив и в прилив и в полводы, Для меня, на первых порах, было не очень важно, поймаю я что-нибудь или нет. Мои старшие по рыбалке товарищи, лежа на берегу, на первых порах, давали какие-то советы, затем им это все надоело и они, напившись привезенного из Москвы спирта, отправились в Мишкинский балок спать. Потом, конечно, они вняли моим стараниям, и приняли участие в процессе.

В эту рыбалку у нас был только один успешный затяг, попалось 43 рыбины горбуши и горбыля, случилось это, как впрочем и в большинстве случаев, в полприлива. Так что не зря это они в определенный момент ушли дрыхать. Косяк в 43 рыбины по местным понятиям очень немного. По возвращении на причал, Игорь отдал мне всю рыбу, мы ее положили в мешок и с этим мешком я попер в нашу общагу. Дотащил с несколькими передыхами.

Что было потом? Наверно пару килограмм свеженькой красной икры. 43 головы и потрохов для ухи, и засоленная рыба. Уху варили в двух ведрах из голов и потрохов и по рыбине на каждого. Не помню, конечно, но наверно был праздник жизни. Все съесть, конечно, не смогли, решили оставить до следующего вечера. Но уха осталась в оцинкованных ведрах, и к вечеру следующего дня испортилась. Переживали очень, так как еще жив в нас был материковский стереотип красной рыбы, как деликатеса. Потом уже попривыкли, в столовой жареная кета была наряду с котлетами из оленины и цена такая же. Местные горбушу вообще не считали за продукт, икра, правда, была в ходу. В последующие шабашки обеспечение не только горбушей или кетой, но и гольцом, что намного вкуснее, речной, вернее озерной, рыбой - высшим деликатесом чиром и другими чукотскими разносолами мы были обеспечены справно. Потом уже в нашей команде появился Боцман, настоящий, – Валерка Осокин, он то знал все тонкости снабжения вечно голодных шабашников самыми хорошими продуктами, вплоть до свежей оленины. См. рецепты в главе “Быт и досуг”.

Аркадий Соловьев

Аркадий Петрович Соловьев. 1937?-1985. Родом из Красноярска. С молодых лет, после армии, работал на Крайнем Севере. Сначала на Колымской трассе, затем на Чукотке. Не достигнув больших социальных высот, последнее время заведовал автопарком в РАЙСЭС – районная санитарно - эпидемиологическая станция в Эгвекиноте. Было у него в подчинении 2 или 3 машины, да гараж, построенный исключительно благодаря настойчивости и деловым качествам Аркадия. Какие у СЭС возможности и деньги? Не то, что на гараж, на лишнюю автокамеру или литр бензина приходилось у начальства выкраивать. А у Аркадия, пожалуйста, гараж, большой и по всем правилам. Это, конечно, благодаря помощи И.П. Тогузаева. Даже мы, шабашники, работали на гараже Аркадия. Может быть читатель понял из предыдущих моих писаний, что для меня в человеке, все таки, главное не высота его социального положения, ни близость к власть или деньги имущими. Главное, на мой взгляд, даже не красота души, высокий полет мысли, какой ни будь талант, так выражаются литераторы. В мужике самое привлекательное это надежность, готовность помочь в трудностях и бескорыстие. Если это есть, значит есть все, а если нет, ничего не поможет. Таким в моей памяти остался Аркадий. Прямота отношений и бескорыстие для него было главное.

Когда мы познакомились, 1979? год, жил Аркадий с семьей в “шхуне”. Для незнающих объясняю. Шхуна это жилье, через которое прошло большинство освоителей Крайнего Севера. Представляло собой деревянную постройку или какой ни будь вагончик с пристроенными крылечками, входами, тамбурами. Приземистый, чтобы меньше продувал ветер, с крохотными оконцами и обязательно обит со всех сторон рубероидом, через планки. Одна и особенностей Чукотского климата – частые и монотонные ветры. И если ветер нащупает дырочку в стене размером с иголку, будьте уверены, к утру надует в помещении сугробик. Если вы увидите где либо обитую рубероидом халабуду, это точно шхуна. Шхунами были в свое время застроены целые улицы и поселки Севера и Дальнего востока. В шхунах народилось целое поколение северного народа, приехавшего этот самый север обустраивать. Снаружи шхуна, конечно, неказиста, а вот внутри. Жена Аркадия, Галина, сделала все, что от нее зависит, чтобы наладить уют и быт. А какие усилия предпринимали жены “героев” Севера, чтобы наладить быт. Все, конечно, понимали, что приезжают временно, подзаработать денег. Но это обстоятельство, не мешало стараться выбрать в местных магазинах какую ни будь подходящую мебель или посуду для украшения жилья. В особенности ждали весной пароходов, которыми и завозилось все от гвоздя до мебельных гарнитуров и моторных лодок. Работники торга, на Севере, вообще, были короли, от них зависело, как из парохода, что ни будь модненькое, пройдет мимо прилавка магазина.

Так и Галина шустрила, бегала, договаривалась, и в доме было чисто, ковры, доступная мебель, хрусталь в серванте. Словом все как у людей. Да и гостей принимали в шхуне с большим радушием и хлебосольством. Уже в восьмидесятых годах получили Соловьевы двухкомнатную квартиру в “арктике” на втором этаже, вот радости то было.

Аркадий, он что, работал, пил в меру, да занимался различными мужскими делами - в сезон рыбачил, зимой охотился, с трудностями по автомобилям к нему шли все. Время от времени воспитывал двух сыновей Женьку и Костика. Воспитание было своеобразным. Например, Аркадий говорил так – из шкуры лезешь? – имей в виду влезать обратно придется. Это он так приструнял младшего. Дети, как ни странно, его понимали. И такое воспитание работало.

У меря сложилось такое впечатление, что Аркадий опоздал, причем сильно, с появлением на свет. Лет сто - двести назад, он был бы бесспорным вожаком какой ни будь ватаги отчаянных мужиков. Но наше время выталкивало таких цельных, в общем то людей, на обочину, а зачастую и в криминал. Общество навязывало нам какие-то надуманные правила и законы. В чести подхалимство, лизоблюдство, умение ладить с людьми. В чести одинаковомыслие, способность не высовываться, быть как все. Аркадий с его вольной душой тяжело вписывался в социальный пейзаж. Особенно надломила его борьба МС Горбачева с алкоголизмом. В вине Аркадий находил отдушину в жестко регламентированной жизни. Выпивал то он от того, чтобы забыться, уйти от тоталитарных правил жизни. С началом борьбы с алкоголизмом в стране, по сути, жизнь надо было перестраивать заново. Он говорил: единственное, что я могу делать хорошо и хорошо знаю, это автомобиль. Если у меня отнимут права, я уже ничего не смогу делать. А семья, а дети? И он очень сильно переживал возможные конфликты с ГАИ (фамилия местного, как сейчас помню-Липп). Примерял на себя безалкогольный образ жизни, пытался найти себе место в новых горбачевских условиях.

Случилось так, что один год в отпуске Аркадий всей семьей жили у нас в Москве недели две или три. Наша семья приняла их радушно, предоставили максимально возможные условия. Такое впечатление, что для Аркадия это были самые счастливые дни, за то время, пока я был с ним знаком. Каждый вечер, когда мы с Элей возвращались с работы, нас ждал хлебосольный стол, обязательная выпивка. Галина к нашему приходу готовила что-нибудь особенное. Особенно умилял Аркадия универсам или самохват, как он его называл, что был рядом с домом. Что еще нужно – говаривал Аркадий, сосиски в магазине, всегда можно купить водки и пива. Действительно, после их отъезда, наша лоджия 6 м. длиной и 1м. 20 см. шириной на одну треть была уставлена пустыми бутылками. В общем, гуляли на славу.

Еще сильнее переживал Аркадий перемены на рыбацком причале. Еще бы, ведь он был король, для него не было тайных уголков по заливу, рыбы он переловил не меряно. И тут незаметно ситуация стала меняться. Пришли новые авторитеты, которые быстрее приспособились к перестроичным делам. Аркадий практически забросил рыбацкое дело, продал и лодку и будку и тщательно отлаженные снасти, пожалуй, лучшие в поселке. На причал не появлялся.

Несколько лет Аркадий не ходил в море, пока в 1984 году его не уговорили принять участие в довольно масштабной рыбалке, с выходом в море на неделю на 3х или 4х лодках. Подготовка была проведена капитальная, на несколько бочек икры, и команда подобралась солидная. Но ожидаемого не получилось. На привычных местах сидели другие люди, на хороших, но других местах хода рыбы не было. Не удалось Аркану, такая была у него кличка, блеснуть мастерством, показать, на что он еще способен. Хотя остального было много. Это и посадка вертолета с рыбнадзором рядом с лагерем и шмоном вооруженных людей, охота на кусок оленей, посещение медведя. Но главного уже не было. Не было, как говориться, “прощальной гастроли”.

Я хорошо помню приснопамятный 1985 год в Эгвекиноте. По предприятиям составляли списки работающих и на каждого работающего полагалась одна бутылка водки и одна вина в месяц, по спискам выдавали талоны. Мы тоже имели право на попадание в эти списки. Помню как боцман, чтобы не рушить наши традиции, к субботе добывал “наркомовские”, отоваривал талоны в винном магазине. На помощь Боцман брал еще кого-нибудь покрепче из ребят, так как борьба в очереди была нешуточная.

Аркадий стал пить заметно меньше, только вечером или в выходные. Я частенько заглядывал к нему в гости, был он скучен и все сокрушался на течение жизни.

Умер Аркадий в один из августовских понедельников 1985года. Утром собрался на работу, да забарахлило сердце. Галина вызвала скорую. Благо больницу было видно из окна, 200 метров. Но машина была на вызове и пришла только через сорок минут. Этого хватило, чтобы светлый человек Аркадий распрощался с жизнью. Сердце просило привычного допинга, а он побоялся дать его. Боялся, что появится на работе, а от него будут попахивать спиртным, поедет на машине, а ГАИ поймает. Вот так бездумная противоалкогольная кампания МС Горбачева, и даже может быть не самого МС, а доброхотов на местах, сгубила хорошего человека. А по стране и не одного.

Хоронили Аркадия на поселковом кладбище на втором километре. С трудом отковыряли могилу в вечной мерзлоте, неглубокую, чтобы поместился гроб. Насыпали холмик из булыжной земли.

Есть повод и причина всему. Это как заряд и спусковой крючок. Так и с Аркадием, помер от сердечной недостаточности, а выпей он 50 грамм и жил бы еще много лет. На самом деле же, в душе у него произошел или происходил какой то перелом. Я писал в начале, что главное для него были прямота и бескорыстие. Вновь идущее время отодвигало эти его лучшие черты на задний план. Лучше жить становилось, да зачастую так было и раньше, лизоблюдам, казнокрадам, пронырам. От всего этого было одно лекарство, это все и заложило в Аркадии предпосылки нездоровья.

Женька Мишкин

Случилось это году в 1975-76. А мы в первый раз приехали на Чукотку в 1978. Так что эта история перестала быть новостью номер один и стала забываться. Но живы были и сам Мишкин, и многие свидетели произошедшего. Жил Мишкин, как я уже писал на старом аэродроме, наверно, года до 85-86. На старый аэродром я часто наведывался и с Игорем и без него. С Мишкиным сошлись поближе. Он мне многое рассказал, про свою эпопею, да и Игорь тоже знал много чего про эту историю.

Была Чукотская зима, морозы под 30. Стояла полярная ночь. Из Первого в Ванкарем необходимо было срочно доставить женщину – специалиста с каким-то очень важным делом. Было решено отправить для надежности два вездехода. Одним управлял Мишкин, он и был старшим в этой поездке, вторым управлял водитель, назовем его “Мистер Х”. Подготовились основательно, запаслись горючим и продуктами на неделю – дней на десять, теплой экипировкой. Рассчитывали добраться за два-три дня. Расстояние около 300 км. Мишкин был достаточно опытный вездеходчик, исколесил Чукотку вдоль и поперек, поэтому поездка из себя ничего необычного не представляла. Но на беду, на второй или третий день, когда большая часть маршрута была преодолена, вопреки метеорологическому прогнозу, началась пурга и очень сильная. Двигаться дальше было рисково, так как пурга не давала никакой возможности. Что было делать? Стоять с незаглушенными моторами? - только жечь горючее, двигаться? – неизвестно в каком направлении. Долго совещались, прикидывали различные варианты. Все же решили двигаться, сначала на двух вездеходах, буквально друг за другом, затем все перебрались в один, забрав и горючее и продукты. Так примерно они плутали по тундре еще несколько дней, пока не кончилось топливо, Немного посидев в промерзающем постепенно вездеходе, решили идти пешком, другого выхода не было. Пурга не утихала. Не утихла она в этот раз, кстати сказать, 20 или 21 день - небывалый случай! Продукты давно начали экономить, так как было неизвестно, когда выйдут на людей. Но нехватку продуктов можно было бы пережить, если бы не холод. Начались конфликты в группе. Еще бы, мороз, пурга, не хватает еды, все начали замерзать. Даже двадцать градусов, что по Чукотским меркам немного, при ветре, ощущаются как сорок и больше. Мишкин, чтобы не дать женщине замерзнуть, снял с себя теплую одежду, оставив самый минимум. Мистер Х, отказался поделиться одеждой, ругал Мишкина, обвинял его во всем произошедшем.

Эта Чукотская эпопея достойна пера и Джека Лондона и Олега Куваева и многих других, пишущих про трудно совместимый с жизнью Север и его героев. Я, упаси боже, не отношу себя даже к самому захудалому писательству, моя задача другая. Литература, которую я пропагандирую, я называю ее ассоциативной, должна вызвать в читателе воспоминания на тему, пробудить спящие мозговые клетки вытащить из их таинств забытое, обновить, пусть кибернетически, память. А может кто-то знает лучше про подвиг Мишкина, а может у кого-то лежит номер Комсомольской Правды тех лет, где корреспондент на всю страну рассказал о произошедших трагических событиях. Может, все может быть. И мое скучное и простое описание, хотелось бы так, было бы как механизм воскрешения забытого, как машина времени.

В общем, 21 один день таскал, буквально, Мишкин своих попутчиков по тундре, не давал им впасть в забытье замерзающего человека. Известно, что замерзающий, в определенный момент, погружается в сонную, тягучую дрему, вырваться из которой уже нет сил, а затем засыпает навсегда. Так, видимо, природа дает возможность перенесшему мученья замерзания, последние мгновенья жизни провести легко. Мишкин знал про это, и поэтому он перетаскивал их с места на место по очереди, отдавал им последние крохи хлеба, заставлял хватать снег вместо воды. Мишкин знал, что только так он может вырвать у судьбы один шанс из тысячи и дотащить хоть одного живым. Мишкин не допускал мысли, что они все згинут в безбрежном море чукотского снега и льда, что только весной найдут их остовы, обглоданные песцами. Не мог он допустить, что он, опытный северянин, проиграет схватку за жизнь. Один, нечего и думать, он бы вышел на людей, нашел возможность уберечься от пронизывающего морозного ветра. Но с ним были люди!!! А что скажут знакомые и друзья - слабак оказался Мишкин. И сила человеческого духа победила, на 21 день Мишкин, именно Мишкин, те двое были лишь тяжкий груз для него, случайно, наткнулся на балок, где геологи пережидали многодневную пургу. Сказать случайно, видимо неправильно, наверняка Мишкин по приметам природы, по опыту бывалого северянина, аса вездеходной науки, по чутью природы, выработанному за многие годы пребывания на Севере, брел не просто так куда глаза глядят, а выбирал оптимально тропу, и на геологов набрел, может быть подумав, что именно здесь удобно поставить балок или палатку. Все выглядит случайно, но, в тоже время, во всем есть божье провиденье.

Женщина, слава богу, осталась жива, мистер Х, быстренько смотался на материк, не выдержав косых взглядов земляков. Мишкину из двадцати пальцев ампутировали восемнадцать.

Самое страшное началось потом. Сначала, довольно короткое время, Мишкин побывал в роли героя Севера и Чукотки, приезжали газетчики, корреспонденты радио брали интервью. Но проза жизни всегда идет рядом и ждет момента, когда подставить ножку. Сначала от него отказалась невеста, а свадьба должна была состояться сразу же после возвращения из командировки. Где-то в бескрайних просторах тундры брошены два вездехода, за которые Мишкин нес ответственность. Потеря трудоспособности, инвалидность, суд на котором Мишкина признали виновном во всем и вся. Позже тяжба за жилье, не квартиру – комнату в общежитии. Мало? Фактически потеря ближайшей родни в Подмосковье в Болшево. Что им написать, что остался калекой и живу там, куда Макар телят не гонял. И самое страшное в завершенье, от всего этого психический надлом.

Замкнувшись в себе, затаив обиду на всех, Мишкин уехал на Старый аэродром, что на другой стороне залива. Стал вести образ жизни отшельника, общаясь с несколькими преданными друзьями, да с медведями, которые посещали его жилище в поисках пропитания. На Первом появлялся очень редко и чувствовал себя среди людей неуютно. Когда я познакомился с ним, он не производил впечатления человека не от мира сего. Но постепенно жизнь одиночки наложила свой отпечаток. Мишкин стал заговариваться, ему мерещились какие-то не то космические пришельцы, не то КГБешники, а он, вроде бы, охранял стратегический объект. А может это нам так казалось, что ему что-то мерещится. В один из сезонов, когда мы работали на благоустройстве очередного дома на Первом, Мишкин жил в строительном вагончике, выделенным бригадой Тогузаева, рядом с нашей стройкой. Мишкин по прежнему показывал глазами на телевизионный ретранслятор, что был над нами на сопке, и таинственным голосом говорил, что ОНИ за ним следят.

Оборвалась жизнь Мишкина, как и следовало ожидать, на Старом аэродроме в восстановленном от зимнего пожара балке. Мишкин сгорел и никто не знает подробностей, от чего. Вертолетчики, пролетая над Мишкиным, увидели следы пожарища, так поселок узнал о кончине Мишкина и захоронили его на втором километре.

Женька Мишкин, победив безжизненную зимнюю тундру, протащив на себе десятки километров двух людей, проявив небывалую волю и тягу к жизни, не выдержал борьбы с таким слабым по одиночке и таким всесильным в кодле чиновничьим аппаратом. Цена человечьей жизни – и тогда и сейчас, по прошествии десятилетий, – копейка.

Мой первый опыт управления катером

1979 год. Эгвекинот. Игорь Тогузаев в начале августа уехал в командировку, наверно, в Иультин, ключи же от будки, где был катер, оставил мне и я мог самостоятельно гонять на Старый. Так бы я и делал, если бы не два обстоятельства. Во-первых, конечно, работа. Я все таки привез на шабашку бригаду и нес какую-никакую ответственность перед ребятами. Во-вторых, для выхода в море, требовалось брать разрешение у пограничников. Эквекинот, как и все побережье Чукотки, были погранзоной и режим передвижения там был особый. По правилам мы, как временные лица, не могли без специального разрешения отъезжать из Эгвекинота, места нашей регистрации. Другое дело, что за этим не очень то следили, и мы могли доезжать аж до Светлого, а это около 250 км от Эгвекинота.

Что касается первого обстоятельства, то изредка у нас были выходные, а иногда и простои в работе, хотя мы и работали на нулевом цикле райкома партии. Прорабом у нас тогда был Слава Линник, и организация работ была не ахти. Поэтому, с такой загрузкой, иногда я мог погонять по заливу.

Теперь про погранцов. Никакой шпиономании не было и в помине, и режим был достаточно лояльный. Но вся атрибутика сохранялась. Погранзастава, личный состав и даже вышка, на которой денно и нощно болтался человек с биноклем и высматривал вдали бог знает что, о чем, видимо, только ему было известно. Каждый отходящий от причала катер или пароход и даже моторная лодка, должны были перед отходом идти на заставу и в специальном окне брать “Отход”, а по возвращении ставить “Приход”. Обе эти отметки ставились в специальном блокноте, т.е. блокнот то был обычный из магазина канцтоваров, но оформлен он был на заставе и был, скорее всего, под тем же номером, как и лодка. На борту лодки большими буквами был нарисован регистрационный номер, по нему в бинокль пограничник на вышке и определял есть отход или приход или нет.

Но иногда удавалось получить отход и человеку не имеющему отношения ни к катеру, ни к рыбалке или грибам, вообще. Т.е. ты подходишь к окошку, подаешь книжку отходов – приходов и, особенно не показывая физиономии, ждешь. С большой вероятностью, если вообще в этот день есть выход в море, в книжке ставиться знак отхода. Особенно, если отход просишь на день-два. По приходу назад, делаешь отметку о приходе.

Должен сказать, что, к счастью местных обладателей водномоторной техники, погранзастава была расположена метрах в 300 от причала. Это обстоятельство не позволяло, сколь ни будь оперативно, решать инциденты с приходом, отходом. Например, ночью на полном ходу причаливаешь к своей будке, быстро затаскиваешь катер внутрь и либо сидишь там притаившись, либо закрываешь снаружи и прогуливаешься в месте, отдаленном метров на двадцать, а на все вопросы пограничника, отвечаешь, что ищешь библиотеку. В темноте пограничник с вышки не успевает разглядеть номер лодки, а пока он слезет с вышки, пока пройдет триста метров, да в темноте найдет примерное место причаливания, можно дойти аж до второго километра. Так что, при большом желании, уйти в море или вернуться, так сказать тайно, не было большой проблемы.

В один из дней, когда у бригады не было работы, и все занимались своими делами, я решил, все-таки, попробовать себя как морехода. Столкнул Прогресс в воду, подвесил оба мотора, проверил, есть ли в бачках бензин, словом сделал все, как учил Тогузаев. Затем отгреб на глубину и, не сразу, но запустил оба мотора. Все делал как Игорь, встал на колени перед штурвалом и потянул газ на себя. Читатель, это был кайф почище, который я испытал, когда первый раз с Игорем гоняли по заливу. Лодка легко слушалась меня, ручка газа легко прибавляла и убавляла повороты, словом полный восторг.

Так как я не знал никаких мест, кроме Старого, на него я и взял путь. Быстро долетел до места, теперь, главное, показать мастерское причаливание, как учили. Примерно 20 метров не доходя до берега, убрал газ – все нормально, обороты резко упали, затем опять полный газ, моторы взревели и, не доходя несколько метров до берега, опять газ до нуля. Моторы должны резко сбавить обороты, но этого почему-то не произошло, и я на полном ходу, под двумя моторами вылетаю на берег. В итоге, лодка полностью на берегу, нос не дошел до стенки Мишкинской дачи сантиметров десять, вся публика, которая сидела на берегу от удивления пораскрывала рты, затем повалилась в диком гоготе. Два Вихря работают на полных оборотах, из под винтов на много метров вокруг летит веер гальки, а я в растерянности тыкаю во все кнопки, чтобы заглушить моторы. В итоге, я сорвал шланги с бензином с моторов и, когда в карбюраторе закончилось топливо, моторы заглохли. Конфузия, конечно, та еще. Все принялись обсуждать произошедшее, давать разные советы и наставления. Хорошо еще, что выдержали шпонки на гребных винтах, да и никакого вреда, кроме как своему имиджу, как мореходу, я не нанес.

Теперь, что же случилось? Ведь все было сделано по науке. Сброс газа я попробовал, все нормально, почему же во второй раз он не произошел? Народ успокойтесь, прошло много лет, и до сих пор причина не известна. Даже И. Тогузаев, когда я рассказал ему об этом приключении, в ответ похихикал и никаких заключений не сделал. Техника есть техника, таково было мнение и большинства экспертов.

Речка Ялонай

Если на моторке спускаться от Первого вниз на юг, пройти залив, что по правую руку, кажется называется Свободный, часа через три будет устье реки Ялонай. Может как и по-другому называется, но Тогузаев называл так. От Эгвекинота километров пятьдесят. В тот день, когда Игорь согласился взять меня на эту речку, нам сильно “повезло”. Сразу, как только мы прошли вторую косу и вышли в открытый залив, лег туман. Да такой сильный, что метров в тридцати ничего не было видно. Плыви куда хочешь, везде одно и тоже. Особо конечно не заблудишься, но будешь ходить кругами, пока бензин не пожжешь.

Навигация у рыбаков какая? Держишь берег в пределах видимости и кто подальше от берега, кто по над берегом, идешь до знакомого ориентира. По над берегом, это когда вдоль берега, но рядом. Почему так говорят не знаю. По над сопочкой, это значит вдоль сопки. По над речкой, это значит вдоль речки. Редко у кого был компас или еще какой ни будь прибор. Все на глазок.

Тогузаев пошарил в бардачке, вытащил вертолетный комп´ас. Помните у Высоцкого- мы говорим не компас, а комп´ас... Это такой шар с делениями и плавает в прозрачной жидкости. Поставил мне курс и сказал “так держать”. Я так и держал и вскоре, через расчетное время мы выскочили на знакомые очертания берега, а дальше…, правильно, по над берегом. Пока мы плыли в тумане под комп´асом, лодка норовила все время увернуть влево, хотя Тогузаев держал курс ровно, бурун сзади тоже не показывал искривление траектории. Но я все время твердил, правее, правее… В силу разной асимметрии – обводов, мощности моторов, течения, прямо лодка двигаться не может, а все время пытается свернуть, т.е. она, конечно, старается плыть прямо, но не получается.

Часа через два хода, когда туман поднялся, приключилась другая напасть. Начало штормить. Это когда появляются белые барашки, потом целые бараны. Примерно на 3-4 балла. Тут, конечно, совсем приятного мало, по над берегом еще ничего, а мористее так совсем плохо. Поиграло нами морюшко, пошвыряло, повычерпывал я воду из катера, но ничего добрались. Именно тогда я подумал про обладателей маломерных судов Чукотки: фуй знает куда, фуй знает на чем, фуй знает почему. И, взаправду, все мы знаем про надежность советской техники, особенно подвесных моторов. Ну, не дай бог, в шторм заглохнет мотор. Все, каюк, лодку моментально разворачивает бортом к волне, парочку хороших накатов и ты в воде. Температура? Может больше 5-7.

В самом начале повествования я говорил про экстрим, недостаток адреналина. Мы, материковские, ехали за этим куда подальше и позабористее. Куда же деваться северянам, экстрим вот он рядом, под боком. Так нет, давай выдумаем еще что ни будь покруче. Например, в районе 4 км трассы видны тракторные следы, ведущие вверх в сопки. С трассы кажется градусов шестьдесят. На самом деле около 40-45. Это соревновались бульдозеристы, кто дальше залезет на сопку, просто так, а может на бутылку. Скучно советскому человеку в обычной жизни, подавай что погорячей, понеобычнее.

Вход в устье Ялонай интересный. Во-первых узкий, несколько метров и находится, как бы, между двух небольших кос. В большой отлив их видно хорошо, а когда пол-отлива или пол-прилива, над косами гуляет волна и определить где вход, можно только по интенсивности бурунов. Ситуация, как в известном слогане, шаг влево, шаг вправо... Чуть промахнулся и пиши, пропало. Течение из речки очень сильное и входить надо на полном газу. Так или иначе, Тогузаев все это преодолел и мы оказались по ту сторону входа в речке, спокойная вода, можно перевести дух.

На речке Ялонай я увидел, что такое настоящий браконьерский лов горбуши. Получить лицензию на отлов горбуши можно было, но все было обставлено различными ограничениями и оговорками. Поэтому рисковый народ, пользуясь необъятностью морских просторов Чукотки, выезжал на промысел красной икры и добывали много, бочками. Ухитрялись провозить ее в поселок и там она расходилась, в том числе и за деньги. А что с рыбой? Куда ее девать? На килограмм икры примерно 20-25 штук рыбы, а если на причале рыбнадзор, а в трюме рыба. Большой штраф или срок. Поэтому, от греха подальше, рыбу после потрошения зарывали, либо оставляли на берегу. Зарытая рыба начинала тухнуть и сильно вонять. Зимой может быть до нее доберутся песцы. А оставленная на берегу рыба становилась легкой добычей бакланов. Наблюдал сам. Минут через 20-30 высоко в небе появлялся баклан, видимо разведчик. Еще полчаса и налетала огромная стая этих птиц, и они очищали берег полностью, до крошки. Такие санитары Чукотки. Так пропадало многие тонны рыбы. Я думаю, сейчас пропадает еще больше. С тех времен мы не научились грамотно хозяйствовать, а вот воровать стали ух какие мастера.

Жалко тебя речка Ялонай. Когда мы с Игорем сидели в палатке, пережидая нудный дождь и травили беседы ни о чем, в палатке показалась голова чукчи – пастуха. Рядом оказалось большое стадо. Чукча выжидательно смотрел на нас. Еттык тумгутури – поздоровался я по чукотски. Чукча обрадовался и начал что-то быстро лопотать по своему. Дело в том, что меня чукчи часто принимали за своего, тем более что на мне была одета одежда типа чукотской камлейки, этакий балахон с капюшоном. Но первая же моя фраза по-русски отрезвила бедного чукчу и он приумолк. Наверно водки хочет, решили мы, и за водку предлагает оленины. Но водки у нас к тому времени уже не было. Игорь сказал – водки нет, будешь чай? Мозна цай – без энтузиазма согласился пастух. Похлебав чаю и рассказав нам, что они из совхоза Канчалан, чукча задом выполз из палатки и, переваливаясь на кривых ногах, пошел к себе. Что он Гекубе, что ему Гекуба, только водка.

Чукотские грибы

Раз в два-три года Чукотку поражает грибная лихорадка. Грибов урождается такое количество, что местами тундра становиться буквально красного цвета. Это от красноголовиков. Так называют местные эти грибы. Эти грибы сильно напоминают подмосковные подосиновики. Только ножка коротенькая, приземистая, как, впрочем, и вся растительность в тундре и не только, но и коренное население тундры. Такими же приземистыми растут и черноголовики, напоминающие подберезовики. В эти дни грибная тема становиться главной новостной темой дней. О грибах говорят всюду в магазинах, в автобусах, женщины, встречаясь, говорят только о грибах. Даже шабашники, и те тоже планируют, как бы пособирать грибков. Власти тоже не остаются в стороне от грибной темы, везде объявляют о начале заготовок грибов и просят собирать и нести грибы на приемные пункты. Бывают и другие виды грибов, я, например, однажды нашел большой приземистый гриб, с желто-зеленоватой обратной трубчатой стороной шляпки, явно белый гриб. Но самое главное, что чукотские грибы не бывают червивыми вовсе. Более того, нет поганых грибов, только съедобные, почти благородные грибы. Читатель, вдумайся, чтобы было в Подмосковье, если бы каждое лето грибов было бы раз в 100 или тысячу больше, чем в хороший грибной год, причем ни одного червивого и ядовитого. То-то и оно, вся Москва и города области были бы в лесу. Вот это и есть грибная лихорадка.

За десять лет нашего шабашничания на Чукотке обилие грибов было два или три раза. В 1978 году, во время нашего первого сезона, в тот единственный полноценный выходной, когда мы выезжали на трассу и знакомились с остатками зековских лагерей, озером на 47 км., и т.д., в итоге, все закончилось сбором грибов. Сначала мы заехали на второй километр на пивзавод и вкатили в автобус двухсотлитровую дубовую бочку из под пива. Так как все взяли с собой, по материковски, пакетики для грибов, водитель нас поднял на смех и рекомендовал выбрать емкость посолиднее. Ничего кроме бочки мы не смогли придумать. И что же вы думаете? Когда мы через несколько часов вернулись из тундры, бочка на ¾ была заполнена грибами, правда, в основном, черноголовиками. За красными народ чаще всего ездил “на ту сторону”, это на другой берег залива или на Старый.

Один год, мне удалось побывать на сопке рядом с Эквекинотом, красной в тот год от грибов, там стояла телевизионная вышка. Когда мы с Тогузаевым, специально, спускались вниз пешком, то, не пройдя и полпути, тащили полные настоящие мешки с красными грибами.

Для людей грибы радость, для оленеводов же настоящее бедствие. Дело в том, что олени к грибам испытывают особую тягу. Для оленя гриб, как для кота валерьянка, для горбуши пресная вода, для карманника торчащий лопатник. Забыв все, олень гонится ухватить побольше, забыв наставления ветврачей и бригадира бригады управляющей стадом. Куда там, 2 или 3 тысячи оленей и каждый хочет ухватить лакомый грибок. Если, в обычное время, олени мирно пощипывают свой ягель, находясь под бдительным надзором двух максимум трех пастухов, а то и вовсе одного, если позволяет местность, то когда идут грибы, держи ухо востро, а то разбредутся и потом будешь “куски” собирать. “Кусок” это несколько отбившихся оленей. Любимый промысел браконьеров. На десятки километров никого. Стреляй, не хочу. Никто не увидит и не узнает. Куда делись? А пропали.

Однажды, мне удалось побывать в бригаде (так называется стадо оленей) вместе с нашими ребятами Павловым и Аракеляном. Было какое-то толковище бригады с приехавшим начальством. Я напросился у пастуха, мирно полеживающего на бугорке, где комара сдувает, подежурить, так сказать присмотреть за стадом, что бы он смог принять участие в собрании. Должен сказать, экспириенс (опыт) оказался не удачным. Олени, завидев чужака, а может унюхав или зачуяв его, стали так медленно, незаметно расползаться в разные стороны. Я пытался бегать за ними, кричать, взывать к их совести. Бесполезно. Пастух, пожрав свежего отварного мяса из котла, вернулся и, два раза помахав кривой палкой, быстренько восстановил статус-кво. Вот так

Заканчивая про грибы, должен сказать, что ничего общего собирание грибов на Чукотке и в средней полосе не имеет, кроме, разумеется, самих грибов. Никакой тебе “третьей охоты”, наслаждения летящей паутиной, вдыхания аромата лесного воздуха. Все буднично, просто и тяжело. Добрался, сделал свою, в общем то приятную, работу и груженый - домой. Не говоря про комаров, тундру, по которой не знаешь, как передвигаться, то ли по кочкам, то ли между. Хорошо, если был на той стороне и обратно на моторке довезут, освежишься и вздохнешь морского воздуха. Воздух, правда, в тундре дивный. Он такой густой, напоенный ароматами каких-то бальзамических трав и много цветочков, всяких. Всего две-три недели в году, какая жалость.

Москва-Барыбино, июль 2003 г.


"К Оглавлению"

 

 

 

Hosted by uCoz